1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Как и любая другая наука, историко-правовые учения имеют свой предмет, объект и метод исследования, которые тесно соотносятся друг с другом.
Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой. Понятийная структура объекта исследования включает в себя определенные явления внешнего мира, которые находятся под воздействием процесса познавательной деятельности и практического воздействия людей.
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно-правовой области. Наука история государства и права специализируется на изучении институтов государства и права, политического устройства определенных стран мира (в данном случае зарубежных) в процессе их возникновения, становления и развития в конкретной исторической обстановке, в хронологической последовательности, законодательные памятники различных стран в историческом развитии, в определенные хронологические периоды. При этом выявляются как общеисторические закономерности этих процессов, так и те, которые действуют в рамках определенных исторических эпох конкретных обществ
Как в теории, так и в практике историко-правовой науки существует огромный арсенал различных методологических приемов и средств. Наряду с чисто историческими методами исследования наука об истории государства и права использует и общенаучные, и конкретно-дисциплинарные методы исследования.
Общефилософские методы: системного анализа и синтеза, индукция и дедукция, метод единства исторического и логического, моделирование, аналогия и т. д.
Общеисторические методы: хронологический подход, вернее, принцип историзма, согласно которому все события должны рассматриваться в строгой хронологической последовательности. Сюда также относятся и методы историко-лравовых и хронологических исследований.
Особенная область методов - это специальные научные методы исследования. Из-за специфики объекта изучения истории государства и права зарубежных стран важное значение имеет
применение таких подходов, как конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный анализ. При помощи сравнительного метода стало возможным сравнительное изучение государственно-правовых явлений в истории.
Конкретно - исторический подход предполагает рассмотрение государственно-правовых явлений в тех особых и неповторимых условиях, в которых они зародились и развивались. Широко применяется в истории государства и права и метод системного анализа. Он позволяет вычленить из всей взаимосвязанной структуры государственно-правовых явлений ее отдельные элементы, в которых наиболее ярко отражены особенности конкретных государственных институтов и правовых систем.
2.Общие закономерности возникновения государства и права
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной ин¬станцией.
Постепенно первобытные коллективистские производствен¬ные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три круп¬ных общественных разделения труда (выделение скотоводства, от¬деление ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенство¬вание орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, спе¬циализирующейся на выполнении каких-либо общественно зна¬чимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет со¬держание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Та¬цита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвова¬ли в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на об¬ширных территориях, положение изменилось. Войны велись те¬перь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных ко¬роля, среди них выделились служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной спе-циализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что при¬суще государству как воплощению уже не общественной, а госу¬дарственной власти.
Все большее удаление родоплеменных структур от первона¬чального равенства стимулировалось также развивающимся про¬цессом концентрации богатства, его накоплением в узком приви¬легированном слое, что, в конце концов, привело к появлению част¬ной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Вос¬токе), а на их основе - к эксплуатации человека человеком.
Переход от первобытно-общинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной мест¬ности, соседством. С этого момента территория стала важным фак¬тором в процессе формирования государственности.
Чем отличается государство от органов управления первобыт¬ного общества? Можно указать следующие признаки государства.
1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Пуб¬личная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, ко¬торый отделен от остального общества. Во-первых, он представ¬ляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в обществен¬ном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания го¬сударственного аппарата необходимы средства.
3. Разделение населения на территории. В отличие от перво¬бытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства на¬селение разделено по признаку проживания на определенной тер¬ритории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным пере¬мещениям людей.
Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.
1. Государство - единственная организация власти в масшта¬бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, об¬щественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый чело¬век уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и об¬ретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государствен¬но-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.
2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не¬зависимостью от других государств в международных отношени¬ях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим ор¬ганизациям.
3. Наличие специального аппарата принуждения. Только го¬сударство включает такие структуры, как суд, прокуратура, ор¬ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государст¬венных решений, в том числе по необходимости и принудитель¬ными средствами.
4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста¬новления и т.п.
Имея в виду указанные признаки государства, следует рассмат¬ривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.
Государство возникает как закономерный, объективно обу¬словленный результат естественного развития первобытного об¬щества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и преж¬де всего совершенствование экономики, связанное с ростом про¬изводительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализа¬ция управления, а также изменения в нормативном регулиро¬вании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: эко¬номическое развитие определяет возможность укрупнения об¬щественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Норма¬тивное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию обще¬ственных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от воз¬никающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, кото¬рый позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху брон¬зы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь опре¬делялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм соб¬ственности на землю. Это в конечном итоге приводило к факти¬ческому появлению единой государственной собственности, и воз¬никало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной се¬мьей и влекло появление частной собственности. Возникало за¬падное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат сформировался из аппарата управ¬ления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказы¬валась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остально¬го общества, либо верхушка господствующего класса, также экс¬плуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
Основными причинами появления государства были следую¬щие:
- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отрас¬лей, разделением труда, изменением условий распределения об¬щественного продукта, обособлением социальных структур, их ук¬рупнением, ростом численности населения, проживающего на оп¬ределенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно про¬являлось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъ¬емников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
- необходимость подавления сопротивления эксплуатиру¬емых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению соци¬альных антагонизмов и сопротивления той части общества, кото¬рая подвергалась эксплуатации;
- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе¬чивающего функционирование общественного производства, со¬циальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопо¬рядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарож¬дающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо¬гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобыт¬ное общество. Поэтому появление какого-либо государства неиз¬бежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо¬графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточ¬ных государств наибольшее значение имела необходимость совер¬шенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств зна¬чительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
Право формировалось одновременно и параллельно с государ¬ством (а в определенном смысле и раньше государства). Их воз¬никновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию пра¬вовой системы, и наоборот.
Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых сис¬тем. Так, частная собственность делает необходимым создание ме¬ханизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собст¬венников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фак¬тически государственная форма собственности на землю при об¬щинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиоз¬ные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общест¬венной элиты в Спарте, привела к существованию там аристокра¬тической республики
3.Восточная деспотия: понятие и общая характеристика
Деспотия – в переводе с греческого – «неограниченная власть»; форма самодержавной власти. Древневосточные государства возникли на базе союзов общин в виде городских центров как сосредоточений религиозных, военных и хозяйственных начал. И тем самым заложили основы создания протогосударств. Их правители избирались и смещались либо народным собранием, либо советом старейшин, т.е. первоначальными структурами организации власти. Несколько таких центров входили в территориальную организацию, обусловленную потребностью вести совместные мелиоративные работы. В долине Нила, в Двуречьи сложились десятки подобных общинно-демократических образований. Между ними постоянно велась вражда, в основном из-за использования ирригационных сооружений. Захватнические войны привели к образованию крупных централизованных государств, в которых монархические элементы сменили родоплеменные и общинные порядки и традиции.. С усилением авторитета деспота народное собрание и совет старейшин сменяются группами особо доверенных монарху лиц.
По исторической традиции сформировавшееся государство принято называть восточной деспотией. Под ней понимается «монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого главы государства, выступающего верховным командующим, организатором публичных работ, единственным законодателем и высшим судьей. Это - централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата».
Деспотия исторически возникла из власти выборного вождя союза общин или племен. В Вавилоне, Египте, Китае он усилился как религиозный и хозяйственный лидер с широкими полномочиями по отправлению культа и организации общественных работ, тогда как военные и судебные обязанности его занимали меньше и поручались другим лицам. В Индии правители вышли из военных вождей, и их роль главнокомандующих со значительными законодательными и судебными правами была определяющей. Власть раджи менее всего носила сакральный характер, немного времени уделяла организации общественного хозяйства, долго сохраняла опору на советы при правителе.
Власть деспота названа наследственной, но точного порядка наследования не было. Обычно престол передавался по старшинству в семье. Однако допускался переход власти от отца к сыну, минуя старшего родственника; нередки были случаи, когда наследовали женщины и даже лица, не состоявшие в родстве с прежним правителем. Т.к. наследование престола считалось происходящим по божественной воле, поэтому в нетипичных случаях организовывалась особая священная процедура, означавшая породнение наследника с богами.
Особа правителя считалась неприкосновенной. Он почитался наравне с богами и в качестве главы религиозной власти часто выступал верховным жрецом, имел право вводить почитание новых богов вместо поклонения прежним. Степень сакрализации правителя различалась: в Китае его приравнивали его к богам, в Египте) происходило обожествление прежде всего царской власти, а не ее носителя, в Индии раджа называл себя только "милым богам", а не богом.
В законодательной и судебных сферах деспот более олицетворял полноту власти, нежели имел ее в действительности.
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: 1) государственные - измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; 2) религиозные - убийство священных животных, чародейство: 3) против личности - убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; 4) против собственности - кража, обмеривание, обвешивание; 5) преступления против чести и достоинства - прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
Законы Хаммурапи (Вавилон)
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, притупил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Древняя Индия.
Основными источниками древнеиндийского права являются:
- Индийские веды - Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите (санскрит - наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка; язык индуистского культа в Индии.)
- Дхармасутры – правовые трактаты или др.-инд. тексты, принадлежащие литературе о дхарме (Дха́рма— индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия»).
- Дхармашастры – созданные на основе Дхармасутр, древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы.
- Артха-шастра — древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) — главный советник императора Чандрагупты Маурьи
- Акты правителей
- Обычаи
Древний Китай
Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань, а в Х в. до н.э. в Чжоу якобы существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тысячи статей. Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э., что было связано с усилением социального расслоения китайского общества. Не случайно одним из первых писаных законов был Закон о поземельном налоге, принятый в VI в. до н.э. в царстве Лу, закрепивший ликвидацию общинного и установление частного землевладения.
Одним из первых материальных свидетельств писаных законов в Древнем Китае стал найденный бронзовый треножник с текстом "Обозрения законов", относящийся к 536 году до н.э., основой которого стало понятие "у син" - пяти видов наказаний за преступления: клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием. Лишь на рубеже V - IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов "Книга законов царства Вэй", составленная на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, о разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки.
Основным источником афинского права в период расцвета демократии был закон. Официальная теория связывала строгое соблюдение законов с самой сутью демократического правления. Помимо многочисленных законов, принятых народным собранием, в Афинах существовали и более или менее систематизированные своды законов. К ним относятся законы Драконта, относящиеся к VII веку до н.э. Известны они своей непомерной жестокостью: укравшие овощи и плоды несли то же наказание, что и отцеубийцы, - смертную казнь.
При Солоне законы Драконта были отменены, за исключением нескольких постановлений об убийстве. С тех пор афинское право оставалось несистематизированным. Значительная часть его была, как и в прежние времена, неписаным обычаем.
Законы фиксировались на деревянных досках или на камнях, доступных лицезрению каждого.
К сожалению, ни законы Драконта, ни законы Солона до нас не дошли в подлиннике и целиком. Они известны по тем сообщениям, которые содержатся в произведениях древних авторов.
Источники права средневековой Англии
- Сборники обычного права
- Королевские ордонансы — королевские указы во Франции и Англии, имевшие силу государственных законов (в Англии — без обязательного утверждения их органами сословного представительства). Со второй половины XIII в. в Англии ордонансами называли (в отличие от статутов) менее важные указы, чаще всего временного характера, которые издавались лично королём.
- Иностранное законодательство
- Обычное право
- Судебно право
Источники права Древнего Рима
- Законы Римских царей (Согласно римской исторической традиции, является другим источником права)
- Правовые обычаи (Древнейшим источником права в Риме)
- Законы 12 таблиц (В 451-450 г. до н.э. – в связи с борьбой плебеев и патрициев связывается принятие первых писанных римских законов)
- Преторские эдикты (На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов. На основе этого вырастает новая самостоятельная правовая система: «преторское право» и «право народов». Таким образом, в Риме возникла сложная дуалистическая система источников права)
- Конституции Императоров (Во II в.н.э. правотворчество императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров действовали на всей территории римского государства).
Источники права Средневековой Германии
- Каноническое право
- «Имперское» право
- «Ленное» право
- «Земельное» право
- «Дворовое» право
- Городское право
Источники права Королевства Франков
- Кодифицированные законодательные акты, варварских королевств (правды)
- Распоряжения короля
- Церковное законодательство
- Обычаи
Источники права Средневековой Франции
- Обычное право французских территорий – кутюмы
- Королевские ордонансы
- Ассизы – распоряжения крупных феодалов
- Иностранное законодательство
- Римское право
4. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ, СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Возникновение государственности в Древнем Египте началось в V тысячелетии до н. э. в результате разложения родового общества, с выделением родовой знати (старейшин и вождей) и последующим появлением рабства.
В этот период появляется несколько десятков государственноподобных образований – номов которые после долгих войн составили Верхний Египет и Нижний Египет, а затем объединились в одно централизованное государство. Это было вызвано нарастающим расслоением классового строя и необходимостью централизованного руководства ирригационной системой.
Периоды истории древнеегипетской государственности:
1. Раннее царство (Верхний и Нижний Египет; около 3100–2800 до н. э.).
2. Древнее царство (время первой ярко выраженной централизации Древнего Египта, около 2800–2250 до н. э.).
3. Среднее царство (около 2050–1700 до н. э.)
4. Новое царство (вначале Древний Египет – самостоятельная империя, позже становится провинцией Римского государства, 1575 н. э. – I в. до н. э.).
Форма древнеегипетского государства на всех этапах его развития – восточная деспотия. Вся полнота власти сконцентрирована у фараона (в истории Древнего Египта – 30 династий фараонов) Характерная черта деспотии – религиозный культ главы государства. Но фараон, принимая решения руководствовался интересами жреческой, военной и служилой знати. Ближайший помощник фараона назывался «визирь» и числился главой бюрократического аппарата, состоявшего из чиновников-писцов. Визирь непосредственно, от имени фараона, руководил государственным управлением, судопроизводством, военными силами. Сначала войско ограничивалось только личной охраной фараона. В случае войны войско комплектовалось по рекрутской системе, после изгнания гексов появляется регулярное войско на колесницах. Во времена Нового царства наблюдается интенсивное развитие наемных войск.
Главы органов местной власти назывались номархами, они обладали высшей судебной и административной властью, отвечали также за сбор налогов.
Судопроизводство осуществлялось коллегиально В период Нового царства был учрежден центральный суд, который состоял из 30 судей (знатные граждане разных городов). Существовали также храмовые суды, в состав которых входили жрецы. Однако высшей судебной инстанцией был фараон.
Низшим органом управления являлись сельские общины.
5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕЙ ВАВИЛОНИИ ПРИ ХАММУРАПИ
В Древней Вавилонии при известном царе-законодателе Хаммурапи сохранился общинный строй, что было обусловлено ирригационной системой земледелия, поддержание которой требовало серьезных совместных усилий. Государство в лице царя было верховным собственником воды и управляющим ирригационных систем.
По форме государственного устройства древневавилонское государство было относительно централизованным, а по форме правления являлось древневосточной деспотией.
Вместе с тем фактически власть царя не была полностью абсолютной, он был вынужден считаться с богатой торговой знатью. Царь был верховным руководителем религиозного культа.
Центром административного управления являлся царский дворец, чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, являлись одновременно высшими должностными лицами государства и руководили государственными делами. Высшим царским чиновником был управитель царского дворца (нубанда). Водным хозяйством ведал «управитель реки».
Государство было разделено на области, во главе которых стояли царские наместники. При Хаммурапи было назначено два главных наместника – на севере в городе Сиппар и на юге в городе Ларе.
В древневавилонском государстве сохранились органы общинного управления (общинный совет, его глава – рабианум – назначался царем). Функции общинного совета были весьма обширными Община в отдельных случаях несла коллективную ответственность за преступления, совершенные отдельным общинником.
Царь и царские чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами. Высшим судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией при рассмотрении гражданских и уголовных дел а также обладавший правом помилования преступников.
Судебными функциями обладали также наместники и рабианумы, председательствовавшие в судебных коллегиях. В большинстве городов судебные функции осуществляли «царские судьи», вместе с тем Хаммурапи сохранил храмовые суды
ДРЕВНЕВАВИЛОНСКОЕ ПРАВО. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ
Важнейшим памятником древневавилонского права являются законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). В Законнике Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но первый переводчик законов расчленил текст на статьи, которые содержат положения процессуального характера, регулируют имущественные отношения, семейное и наследственное право, предусматривают защиту личности, регламентируют условия найма и ряд других отношений.
Рабы в Вавилоне были таким же объектом собственности, как и другое имущество. Хозяин мог распоряжаться своими рабами: продавать их, дарить их. передавать по наследству. Наем чужого раба в древневавилонском обществе рассматривался как наем имущества. Плата в таком случае поступала его хозяину.
Причинение вреда чужому имуществу влекло за собой обязанность возмещения убытков. Собственник пропавшей вещи, обнаружив ее у другого лица, мог через суд истребовать свою вещь. Договор займа предусматривал не только обязанность должника вернуть долг в срок, но и уплату процентов. При заключении договора купли-продажи составлялся письменный документ, в котором указывались предмет купли-продажи, цена, а также другие условия договора. По договору хранения хранитель нес ответственность за сохранность вещей. Пропавшее при хранении имущество должно было быть возмещено собственнику в двойном размере. Договор аренды земли заключался на один-два года. Арендатор должен был платить арендную плату или в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая (до 2/3).
Семья в Древнем Вавилоне была патриархальной При заключении брака жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату. Отец давал дочери приданое, которое поступало в распоряжение мужа, после смерти жены оно должно было быть возвращено в ее старую семью или передано ее детям. При заключении брака требовалось составление письменного договора. Имущество умершего переходило к его сыновьям в равных долях. Дочери при этом получали свою наследственную долю в виде необходимого им приданого. Дети от рабынь, усыновленные отцом, принимали равное участие в дележе наследства.
В Законах Хаммурапи отсутствуют нормы о государственных и религиозных преступлениях, повидимому, они содержались в других источниках права. Закон устанавливал за одно и то же преступление разные наказания для лиц, принадлежавших к различным социальным группам. Допускалось применение наказания к заведомо невиновным лицам (объективное вменение).
Применение наказания в Законнике основано на принципе талиона. Смертная казнь осуществлялась через сожжение, утопление, сажание на кол, закапывание живьем. Применялись членовредительские наказания – отсечение языка, руки, пальцев рук, отрезание уха, повреждение глаза. Широко был распространен штраф.
Судебные дела (в т. ч. уголовные) возбуждались по инициативе частных лиц, а не органов государства. Дело начиналось с обращения истца. Стороны должны были сами вести свое дело. Процесс носил состязательный характер.
6. ДРЕВНЕИНДИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
I период – разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н. э.).
II период – рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н. э.).
III период – централизованное государство Маурьев (IV–II вв. до н. э.).
IV период – кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н. э. – IV в. н. э.).
V вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был родовой союз – гана. Основным занятием ариев продолжало оставаться скотоводство, однако под влиянием коренного населения они перешли к оседлому образу жизни и стали земледельцами. Этот переход ускорил процесс имущественной дифференциации у ариев. Со временем на смену общине, основанной на кровном родстве, пришла сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и государственный строй Древней Индии.
Зависимость отдельного человека от общины охватывала все основные стороны его жизни. Община наделяла семьи землей и облагала их определенными повинностями, выполнение которых было обязательным.
Дальнейшее развитие ремесла и земледелия привело к разделению труда в общинах. Создание оросительных систем потребовало применения значительного количества рабочих рук, поэтому военнопленных стали обращать в рабов.
Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны как социальные группы индийского общества возникли в период окончательного разложения родового строя. Они сложились как замкнутые социальные группы. Начало их образования было положено отделением завоевателей-ариев от покоренного местного населения. Сельская община, занявшая место ганы. распалась на четыре группы: первые две состояли из лиц, не занятых в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрии, воины и управители), а в другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое сословие (вайшьи) и зависимые представители покоренных племен (шудры). В наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн («неприкасаемые»). Основным источником рабства был военный плен.
Наивысшего расцвета древнеиндийское государство достигло при империи Маурьев, в период правления Ашоки (около 273–232 до н. э.), когда завершилось объединение индийских государств в единую рабовладельческую монархию.
После смерти Ашоки единое государство в результате относительно слабых экономических связей между его различными частями распалось и образовалось большое число самостоятельных государств.
Во 11-1 вв. до н. э. кризис рабовладельческого хозяйства углубился. Наблюдается развитие феодальных отношений. В IV в. на территории Индии возникло огромное государство Гуптов.
Государство в Древней Индии
Следует отметить, что кастовое деление является общей чертой древневосточного общества. Однако в Древней Индии оно проявилось с наибольшей силой. По древнеиндийским законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны):
1) брахманы;
2) кшатрии;
3) вайшьи;
4) шудры.
Представители первых трех сословий считались дваждырожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой.
К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли проповедовать религию. Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей, телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари. Царь должен был не только слушать советы брахмана, но и доставлять ему удовольствие и подарки. Брахманам поручалось ведение судебных и иных государственных дел. Брахман не мог находиться в услужении. Законы подробно расписывали распределение занятий и обязанностей брахманов.
Второй варной из дваждырожденных считались кшатрии. Из них чаще всего выходили военачальники и раджи. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других, в первую очередь брахманов. Они составляли военную знать. Только им разрешалось носить оружие, участвовать в походах. За убийство кшатрия штраф был в четыре раза меньше, чем за убийство брахмана. 9-летний брахман считался отцом 90-летнего кшатрия. Первые две варны являлись господствующими, привилегированными сословиями, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий.
Вайшьи – третья варна дваждырожденного. Они появились якобы из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. За убийство вайшьи штраф составлял лишь восьмую часть штрафа за убийство брахмана.
К варне однорожденных относились шудры – наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже.
Со временем внутри шудр и вайшью возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Имелись чистые и нечистые касты. На самой нижней ступени общественной лестницы стояли рабы, их чаще использовали как слуг. Они стояли вне кастового строя. Характерно, что для освобождения, от рабства в Древней Индии имелось гораздо больше возможностей, чем в Древнем Вавилоне. Рабство в Индии носило домашний, патриархальный характер.
Происхождение варн не вполне ясно. Весьма вероятно, что завоевание и пребывание среди враждебного народа способствовали ранней специализации двух основных политических «профессий» – жреческой и военной. Военачальники и администраторы осуществляли завоевание и порабощение чужого народа, жрецы наблюдали за чистотой «расы», препятствуя смешениям ариев с коренным населением. Вайшьи вобрали в себя весь основной народ завоевателей, шудры же образовались из каких-то частей местного населения. В первоначальных варнах все было проще, чем впоследствии; браки между брахманом и шудрянкой не воспрещались, хотя и не поощрялись; брахманы могли выполнять работу, которая затем была признана позорящей. В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения, и в связи с этим происходит процесс «преобразования» варн в касты.
7. ДРЕВНЕКИТАЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
К концу третьего тысячелетия до н. э. население Китая перешло к оседлому образу жизни. Основными занятиями стали земледелие, скотоводство и ремесло. Выделяется родоплеменная и военно-дружинная знать, которая начала сосредотачивать в своих руках средства производства и основные богатства. В это же время сложились необходимые предпосылки для возникновения рабства. В эпоху Шан раннее древнекитайское государство представляло собой совокупность большого количества общинных коллективов со своими вождями-правителями (чжухоу), обязанных присылать ко двору центрального правителя (ванна) дань.
Во второй половине второго тысячелетия до н. э. из общей массы населения выделилась привилегированная верхушка, включавшая правителя, его родичей и приближенных, высших жрецов и чиновников. Верхушка Китая в период Чжоу была представлена наследственной аристократией. Сильный удар был нанесен потомственной аристократии преобразованиями Шан Яна. Он ввел новое положение о рангах знатности: ранги присваивались уже не в связи с аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. Со временем на первое место выдвигается новая знать – имущественная военная, торгово-ростовщическая, которая отчасти оттесняет старую потомственную аристократию.
На противоположном полюсе социальной структуры древнекитайского общества находились рабы. Первоначально рабами становились военнопленные, затем разорившиеся крестьяне-общинники вместе с женами и детьми, бездомные. Рабов можно было менять, покупать и продавать. Особенно широкие размеры приняла работорговля при Цинь (221–207 до н. э.). Вместе с тем в рабовладельческом Китае сохранялся и весьма значительный слой свободных общинников.
На протяжении всей истории рабовладельческого Китая существовала монархическая форма правления. Зарождается идея неограниченной власти правителя – вана. Ван называет себя «единственным и первым человеком». Утверждение династии Цинь резко усиливает могущество верховного правителя. Древнекитайская монархия была наследственной и по форме являлась типичной восточной деспотией. В руках вана находился обширный и разветвленный аппарат управления. Должностные лица подразделялись по их функциям на три категории: гражданские, помогающие вану в различных видах административной деятельности; военные; всевозможные советники и прорицатели. Непосредственное управление государством осуществлялось высшими чиновниками, подчиняющимися непосредственно вану.
Низшей административной единицей на всем протяжении истории рабовладельческого древнекитайского государства оставалась сельская территориальная община, имевшая свои органы самоуправления.
Суд в Древнем Китае не был отделен от государственной администрации. Судебные функции выполняли многочисленные представители государственного аппарата. Верховным судьей являлся ван. С образованием империи Цинь была введена должность окружного судьи. Окружному судье подчинялся особый уездный чиновник, в ведение которого были все местные тюрьмы.
Древний Китай
Возникновение государства в Древнем Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем».
Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи:
1) соха и плуг (с металлическим сошником);
2) борона;
3) мотыга и т. д.
Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение.
Большой вклад в развитие китайской государственности был внесен сановником Шан Яном. Так, в середине IV в. до н. э. по его инициативе была проведена реформа, в результате которой:
1) была узаконена свободная продажа и покупка земли;
2) мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство было предписано разделиться;
3) в ходе названной реформы также были ликвидированы старые округа и повсеместно введено новое деление. Появились такие единицы административно-территориального деления, как уезды. В интересах правительственного контроля над населением была сохранена и упрочена круговая порука.
Каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку – т. н. пятидворку. Во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Далее, пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» – клан и т. д. Данный принцип «пятерок» был перенесен и на армию, где солдаты были связаны круговой порукой. В данном случае как за провинность одного отвечали все пятеро. Характеризуя китайское уголовное право, необходимо отметить, что в нем окончательно утвердился принцип групповой ответственности, когда наказание было распространено на невиновного. В 209 г. до н. э. вспыхнуло огромное по своим масштабам восстание. Результатом этого внутригосударственного волнения явилось свержение существующей правящей династии Цинь. Также отмечено определенное ослабление положения крестьян. В данном случае были освобождены рабы, общинам было возвращено право выбирать себе старост. В области права отмечено смягчение уголовных санкций. Подводя итог названным преобразованиям в Китае, следует сказать, что реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство же в свою очередь только способствовало этому процессу.
Следует отметить, что Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии.
Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника:
1) гражданский губернатор;
2) военный губернатор.
Рассматривая государственное устройство, следует учитывать, что вмешательство центрального правительства в дела управления стало всеохватывающим. Налогообложение и налоговая политика отличаются детальной продуманностью и четкой регламентацией.
В период правления Ханьской династии (II в. до п. э. – II в. н. э.), в государственную практику Китая вводится:
1) продажа должностей;
2) система замещения должностей после сдачи экзамена.
Названные меры облегчали купцам, ростовщикам, разбогатевшим ремесленникам возможность проникновения в государственный аппарат в ущерб старой знати и навсегда закрывала доступ к управлению людям из народа. В последние века до новой эры и в первые века новой эры китайское общество и государство развивались по пути от рабовладения к феодализму. Рабы сажались на землю, крестьяне переходили в разряд арендаторов и зависимых работников.
В 18 г. до н. э. в результате народного восстания рабовладение в Китае:
1) была освобождена часть рабов,
2) издан закон о запрещении убивать рабов без суда.
8. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В АФИНАХ
Принципами афинской государственно-политической системы в период расцвета были народоправство, выборность, коллегиальность и подотчетность властей, суд присяжных (гелиэя).
Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание, Совет пятисот, гелиэю, стратегов, архонтов, ареопаг. Как такового не было объединенного правительства, не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Большинство должностей занимались на год (однако народное собрание могло своим решением отозвать любое должностное лицо республики и до истечения указанного срока), путем жеребьевки. Все высшие государственные органы были коллегиальными (дабы возместить возможные недостатки жеребьевки).
В состав народного собрания входили все афинские граждане. Народное собрание принимало законы и другие правовые акты; осуществляло остракизм решало вопросы снабжения и обороны; рассматривало заявления граждан о государственных преступлениях; частные просьбы граждан и пр. Субъекты законодательной инициативы: любой афинский гражданин или Совет пятисот.
Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год. Представители от каждой филы образовывали отдельную пританию (секцию). Притании по очереди (в порядке ротации) выполняли обязанности всего Совета пятисот. Совет пятисот занимался подготовкой законопроектов, непосредственным управлением финансовыми вопросами, внешними сношениями (в частности, принимал послов). Ежедневно избирался новый председатель буле. Совет пятисот выполнял поручения народного собрания, выполняя по сути функции его исполнительного органа.
Гелиастами (членами гелиэи – суда присяжных) могли становиться афинские граждане, достигшие 30-летнего возраста. Состав судебной коллегии определял жребий за несколько часов до начала рассмотрения дела, чтобы избежать коррупции. Гелиэя осуществляла суд по политическим, религиозным и иным делам, а также (в квазисудебном порядке) утверждала законы, принятые народным собранием.
Стратеги (2 человека) выбирались народным собранием. Стратеги командовали армией и флотом решали другие текущие вопросы государственного управления, координировали деятельность союзников по Афинскому морскому союзу. Руководил коллегией стратегов первый стратег. Именно эту должность практически бессменно занимал сам Перикл.
Также выбиралось 9 архонтов: 3 первых архонта и 6 архонтов-фемосфетов. Первые архонты занимались специальными вопросами: разрешали семейные дела, осуществляли надзор за иностранцами, решали религиозные вопросы и пр. Архонты-фемосфеты готовили дела для слушания в гелиэе, осуществляли жеребьевку гелиастов, председательствовали на гелиэе, представляли ежегодный доклад народному собранию о противоречиях и пробелах в афинских законах.
Ареопаг, упраздненный Эфиальтом, был позже восстановлен и оставался сословным органом эвпатридов
9. Спарта. Законы Драконта
Спартанское государство образовалось, вероятно, в IX в. до н. э. из пяти поселений. Дальнейшее объединение происходило путем завоеваний. Господствующим классом были спартиаты. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Все устройство воспитания и быта имело своей задачей сделать из спартиата крепкого выносливого воина. Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс. Кроме илотов была еще одна группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители), они были лично свободными, но не обладали правами спартанского гражданства.
О политической организации Спарты можно судить по так называемой «Ликурговой ретре» (Ликург – легендарный древний спартанский законодатель) По этому документу в Спарте были следующие органы государственной власти: народное собрание (апелла) – оно принимало или отвергало предложения герусии; герусия (совет старейшин), состоящая из 30 геронтов, в число которых входили два базилевса (царя). Базилевсы исполняли функции военачальников, главных жрецов. Назначение герусии состояло в том, чтобы сдерживать власть басилевсов и препятствовать демократическим стремлениям народа.
Позднее в Спарте появился еще один орган – эфорат. Он представлял собой комиссию из пяти человек, функции которой сводились в основном к контролю над басилевсами и герусией.
Драконт или Дракон — афинянин, один из древнейших законодателей Греции. Составил для Афинской республики в 621 г. до н. э. первые писанные законы, далеко не всецело отмененные Солоном. Свод законов, введенный им, был так суров, что возникло крылатое выражение драконовские меры, относящееся к чрезвычайно строгим наказаниям.
Законодательство
Законы об убийстве, отмеченные именем Драконта, сохраняли силу с некоторыми, вероятно, изменениями долгое время и после Солона, а после олигархического переворота 411 г. до н. э. драконовские положения уголовного права были снова начертаны на каменных скрижалях и выставлены на городской площади ко всеобщему руководству; они были в силе ещё в IV в., как видно из многократных на них ссылок Демосфена. По-видимому, Драконт внёс в афинское право различие между убийством умышленным и ненамеренным; определил условия, при которых ненамеренное убийство признавалось не наказуемым, и допускало примирение родственников убитого с убийцей. Законодательство Драконта было направлено к охране имущественных интересов господствующего меньшинства, к которому принадлежал сам Драконт. Кража полевых плодов наказывалась смертью, как святотатство, кощунство или предумышленное убийство. Вообще смертная казнь занимала преобладающее место в ряду наказаний, определяемых законами Драконта, благодаря чему суровость их вошла в поговорку ещё в древности.
Политическая деятельность
В новооткрытом (1891) сочинении Аристотеля об афинской политии Драконт предстает политическим реформатором, признавшим политическую полноправность за всеми афинянами, способными служить на собственном иждивении в тяжело вооружённых воинах. В политию Драконта входили народное собрание из 401 человека, ареопаг, архонты, стратеги, пританы и прочие должностные лица, назначаемые жребием; граждане делились на классы по имуществу и по праву избираемости на должности. Относящаяся к этому предмету глава Политии сохранилась в рукописи с пробелами; при этом ее автор не располагал документальными сведениями о столь далёкой древности. Кроме того, никакой другой писатель не упоминает о драконовской конституции — показания Политии находятся, по-видимому, в противоречии с замечанием самого Аристотеля в другом его сочинении ("Политике"), что законы Драконта превзошли существующее государственное устройство.
Драконтовская республика
Вероятнее всего, политический строй Афин, соединяемый с именем Драконта, — не более как сохранённая им форма правления, раньше выработанная жизнью. Наделяя всё афинское гражданство без различия состояния и происхождения политическими верховенством, Солон только увенчал здание, многие части которого изготовлены были уже задолго до него. Ко времени Драконта наступил переход натурального хозяйства к денежному, образовался класс граждан не знатных, но зажиточных, отвоевавших себе у родовой знати активное участие в управлении. Драконтовская республика была последней, плохо удавшейся попыткой удержать в стороне от власти и в экономической зависимости от меньшинства многолюднейший и беднейший класс малоземельных и безземельных афинян. Должностным лицом Драконт не был, как, напр., Солон — архонтом; записаны были только законы Драконта, а не основания того политического устройства, которое приурочивалось к его имени
10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ
Древнеримское государство эволюционировало из небольшой городской общины в могущественную империю, под властью которой находились многие народы Средиземноморья. Форма этого государства за многовековую историю претерпевала значительные изменения. Периодизация истории государства и права Древнего Рима. 1. Разложение первобытнообщинного строя и образование рабовладельческого государства: от основания города Рима в 753 г. до н. э. до изгнания последнего римского царя Тарквиния Гордого (509 до н. э.). 2. Республиканский период (509—27 до н. э.). 3. Период монархии (27 до н. э. – 476 н. э.), в т. ч.: принципат (27 до н. э. – 284 н. э.), доминат (284–476 н. э.).
Древнеримское государство сформировалось на основе городской общины. С момента основания Рима и до конца VI в. до н. э. у древних римлян существовал родовой строй. Характерной чертой римской семьи была почти неограниченная власть ее главы. Полноправными в римской городской общине были только те, кто принадлежал к одному из родов, входивших в состав римской общины и зачисленных в одну из курий. Такие полноправные граждане назывались патрициями.
Клиент находился в личной и наследственной зависимости от полноправного члена общины, называвшегося его патроном. Клиент был обязан служить патрону, патрон, в свою очередь, покровительствовал клиенту и защищал его перед судом, так как клиент не имел возможности сам защищать свои интересы. Значительную группу неполноправных граждан Древнего Рима составляли плебеи. Они были лично свободными, имели право собственности на землю: должны были платить налоги и отбывать военную службу. Плебеи могли приобретать имущество, заключать сделки и самостоятельно от своего имени выступать на суде, т. е. обладали гражданской правоспособностью. Но плебеи были лишены права участвовать в управлении делами римской общины.
Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при царе, влиял на его избрание.
Народное собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Римский народ собирался и принимал решения по куриям. Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).
Царь был военачальником, верховным жрецом и рассматривал дела об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Царь имел неограниченное право наказания и был одновременно высшей судебной инстанцией.
В 509 г. до н. э. в Древнем Риме была установлена республика, произошли существенные социально-политические изменения. Его историю в указанное время можно разделить на два периода: период становления и упрочения республики (VI–IV вв. до н. э.) и период расцвета и упадка римской рабовладельческой республики и замены ее монархической формой правления (III–I вв. до н. э.).
Римское государство
Рабовладельческое государство Рима – самое крупное в античном мире. Его экономической основой являлась эксплуатация рабов и мелких землевладельцев. Именно здесь была создана знаменитая правовая система, основой которой являлся тщательно разработанный институт частной собственности.
История Древнего Рима делится на несколько периодов:
1) Царский – эпоха родового строя (до VI в. до н. э.);
2) Республики (VI–I вв. до н. э.);
3) Империи (I в. до н. э. – V в. н. э.). Данный период еще подразделяется на принципат и доминат.
При рассмотрении данного вопроса отметим, что история Древнего Рима восходит к VIII или началу VII в. до н. э. К этому времени относится появление на 7 римских холмах первых родовых поселков. Основу экономической жизни составляло здесь сначала скотоводство, затем земледелие.
Соответственно и древние культы, здесь исповедуемые, – культы скотоводческих богов и богинь:
1) богини размножения крупного рогатого скота;
2) богини – покровительницы молодняка и др.
В данный период происходит переход от бронзы к железу, появляется соха, движимая волами. Получают известное развитие строительное дело, ткачество, гончарное производство и др. Население города составили две основные группы.
1. Римские граждане, так называемые патриции. Они были полноправными гражданами, распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии обладали общими земельными владениями, полученными, согласно преданию, когда легендарный римский реке (царь) Ромул делил римскую землю на 30 частей – по числу курий (оставив часть ее общей для всего города). Как и роды, так и курии имели свои особые праздники; практиковались периодические общие трапезы куриатов. Каждая курия имела своего вождя, собиралась на собрания, решавшие свои внутренние дела, и с единым мнением выступала на общем собрании всех 30 курий (где каждая из них имела по традиции один голос). Общее народное собрание римской общины, куриатные комиции, принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственною управлении, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римскою совета старейшин – сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от «сенеке» – старый, старейший). Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю (рексу).
2. Плебеи – не коренное население древнего Рима. Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только, что они стояли вне родовой организации и поэтому не могли принимать участие в управлении общиной. Но они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслом, торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда с течением времени земельный фонд Рима, состоявший в прилегающей к городу целине, был исчерпан (в связи с приростом населения) и Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.
Государственный строй Рима в разные периоды его существования
Политическая история Древнего Рима делится на два самых крупных периода:
1) республику;
2) империю.
Римская республика просуществовала около пяти столетий, с VI до I в. до н. э. Центральными органами республики были следующие органы.
1. Сенат – высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу сенат выносил свое суждение, мнение. Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране. Класс рабовладельцев видел в нем наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы.
2. Народные собрания – считались законодательными органами. Они были трех видов:
1) собрания по центуриям – решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни;
2) собрания по территориальным трибам — здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрания назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, так как их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решали вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан;
3) куриатные комиции – при родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.
3. Магистраты. Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистратов. Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата были выборными, срочными и безвозмездными. К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.
Высшие должности занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.
В период империи начальный период монархии назывался принципатом, последующий – доминатом. Характерными чертами являлось то, что множилась армия чиновников – военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчики по политическим делам получали четвертую часть имущества осужденных. Роль народных собраний уменьшилась. Магистраты фактически стали чиновниками принцепса. В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии. Доминат – эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупнейших рабовладельцев. В период империи была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял городскую пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат. Следует отметить, что Римская империя погибла из-за кризиса ее экономической основы, процесса децентрализации, сепаратизма, а также восстаний рабов и нападений германских племен.